Педагоги и психологи с тревогой говорят о том, что игра уходит из жизни ребенка . Дома играть не с кем: родители заняты или не умеют и не хотят играть.
Известный исследователь детских игр Е.О. Смирнова нынешнее состояние игровой деятельности дошкольников сравнивает с экологическим бедствием – разладился механизм передачи игры. А значит, нужно помочь детям, ведь игра – это сама детская жизнь, инстинктивная, добровольная, спонтанная и естественная, связанная с исследованием, обобщением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха.
Игра – специфически детский вид самостоятельной деятельности дошкольника. Если это так, то, что лучше – влиять на игру или в нее не вмешиваться?
Что значит «руководить игрой»?
- Надо научить детей ставить игровые цели.
- Необходимо помочь им в составлении ее сюжета, содержания.
- Следует показать образцы выполнения игровых действий и правил, соответствующих роли.
- Необходимо помочь детям выстраивать взаимоотношения со сверстниками в игре.
Зачем руководить игрой?
Чтобы поднять уровень развития детей на более высокую ступень, ведь игра создает оптимальные условия для полноценного и своевременного психологического развития каждого ребенка, и разумное, осознанное руководство играми поможет обогатить эту деятельность, а значит, будет стимулировать его развитие.
Как руководить игрой?
Своеобразно, не прямо, без нажима, косвенными способами, с учетом детских интересов. Лучший способ – включаться в игру в качестве равноправного партнера.
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть. Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.