Я хочу вас познакомить с системой воспитания у детей дисциплины по Кристин Чандлер. Ее система основывается на позитивной предпосылке: дети хорошо ведут себя, когда ясно понимают, что от них ожидают, и знают, что за свои действия они будут нести ответственность. Задача родителей - чётко довести до них свои требования, за которыми неукоснительно следуют заранее обусловленные последствия в случае, как выполнения, так и невыполнения этих условий.
Кристин Чандлер, изучая мотивы поведения детей в различных условиях, выяснила, что наиболее быстро и эффективно изменить поведение детей возможно в случае изменения поведения родителей.
Почему детям необходима дисциплина?
На протяжения всего взросления вся жизнь детей должна быть чётко структурирована. Это позволяет им чувствовать себя уверенно и соответственно вести себя. Если имеются постоянные правила- то это придаёт детям уверенности. Мир для них становится более упорядоченным, и постепенно они начинают осознавать своё место в нём.
Потребность в постоянстве
Ребёнок чувствует себя гораздо увереннее, если знает, что от него ожидают, и понимает, что предъявляемые ему требования являются неизменными.
Если дети хотят дисциплины, то почему они стремятся нарушить её?
Какими бы сильными не было стремление детей угодить родителям, вместе с тем они хотят удовлетворить свои собственные желания. В результате возникает конфликт. Дети испытывают правила на прочность, потому что в глубине души хотят установить границы.
Действительно ли дети такие уж непослушные? Нет, они просто дети. Им иногда хочется определить границы дозволенного. Если до них постоянно и доводить мысль, что правила всегда одинаковы, то желание испытывать их на прочность постепенно исчезнет.
Предвиденье последствий - основа дисциплины!
• Что бы научиться контролировать своё поведение, дети должны предвидеть его последствия.
• Рациональную базу для понимания ребятами последствий своих поступков создаёт причинно - следственное мышление.
• Ясные, обусловленные, заранее оговорённые и неизменные поощрения или наказания, применяемые родителями, создают структуру для осознанного поведения детей.
• Самую главную роль в понимание ребёнком последствий своего поведения играет реакция на него родителей, а точнее наличие или отсутствие внимания.
Четыре поведенческих принципа воспитания дисциплины
1. Положительное подкрепление
В теории бихевиоризма подкреплением называется любое действие, которое увеличивает вероятность повторения того или иного типа поведения. Когда родители хотят побудить ребёнка чаще повторять какой-то поступок, они используют положительное подкрепление. Моральное или социальное подкрепление заключается в произнесении одобряющих слов или совершении физических действий, которые проявляются в хорошо знакомом и привычном нам виде. Похвала, комплемент, похлопывание по спине, ласковое прикосновение - это всё виды морального поощрения.
2. Отрицательное подкрепление
Отрицательное подкрепление – это любое неприятное событие или стимул, действие которого можно прекратить или избежать, изменив поведение.
Когда вследствие использованных негативных последствий наступает изменение поведения на желаемое и последствие отменяется, то создаётся отрицательное подкрепление.
3. Игнорирование
С точки зрения психологии игнорирование является противоположностью подкрепления. Игнорирование позволяет снизить вероятность повторения негативных проявлений за счёт полного отсутствия реакций на них.
Когда родители не обращают внимания на поступок ребёнка, у того вскоре пропадает желание повторять его. При этом ребёнок не злится и огорчается, как в случае наказания, а просто перестаёт совершать его, поскольку, таким образом, не удаётся привлечь внимание родителей.
4. Наказание
Под наказание понимается наступление отрицательных последствий как реакция на то или иное поведение. Наказание предполагает отрицательную реакцию на плохое поведение. Наказание должно следовать сразу же после за проступком, тем самым снижая вероятность его повторения.
Цель наказания: изменение поведения детей. Наибольший эффект оно приносит в том случае, когда назначается без злости и раздражения. Физическое наказание не может служить действенным средством поддержания дисциплины.
У детей чувство справедливости развито очень остро, поэтому очень важно родителям выбрать такой вид наказания, который был бы понятен ребёнку, и с которым он был бы внутренне согласен. Применяя наказание в контексте воспитательных средств и заботясь о том, чтобы оно было воспринято как справедливое, родители могут существенно улучшить поведение ребёнка.
Любые воспитательные меры, что бы быть действенными должны тщательно продумываться и систематически исполняться. Это самый надёжный способ изменить поведение детей к лучшему, а также способствует развитию дисциплинированности.