Достижение успеха в деятельности всегда способствует самоутверждению личности, появлению веры в себя, в свои возможности, а значит, и эффективному становлению в социуме, что так необходимо ребенку с нарушением речи.
Неслучайно большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден в том, что «если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения».
Каждый ребенок с нарушением речи «особый»: с разным типом восприятия, внимания, памяти, темперамента. Это делает невозможным работу по стандартной технологии: каждый ребенок требует своего подхода. Задача учителя-логопеда – создать каждому ребенку ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации. Известно, что игры стимулируют все виды активности, самостоятельности, творчества. На своих логопедических занятиях использую игровые и развивающие задания для детей такой степени сложности, чтобы они соответствовали возможностям ребенка. Иначе возникает либо состояние скуки, так как задания чрезмерно легки, либо состояние тревожности, так как сложность заданий превышает актуальный уровень развития способностей.
- Искренне хвалю ребенка даже за скромный (промежуточный) успех;
- использую поощрение так, чтобы недостаток который мы исправляем - выглядел исправимым, а дело, которым я хочу его увлечь - выполнимым;
-ребёнку должно быть интересно выполнять то, что от него требуется на данном этапе;
- в игровых заданиях, речевом материале принцип дидактики сочетаю с занимательностью, шуткой, юмором - подбираю соответствующие по содержанию и настроению стихи, потешки, скороговорки.