В дошкольном образовании идет интенсивное обновление педагогического процесса, переосмысление самой сущности образования. Жизнь заставляет педагогов искать новые, интересные формы работы с детьми, обогащать интерактивную развивающую среду. Для детей с нарушениями речи окружающая среда должна стать источником развития.
Мини - музей - одна из эффективных моделей развивающей предметно - пространственной среды для детей с нарушениями речи. Построение диалогического взаимодействия взрослого и ребенка в музейной среде способствует развитию у детей исследовательской, познавательной, созидательной деятельности и является эффективным средством реализации образовательной программы детского сада, частью которой является коррекционно-логопедический блок, включающий в себя следующие направления: развитие словаря, усвоение лексико-грамматических форм языка, закрепление правильного произношения звуков, развитие связной речи и коммуникативных навыков.
Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое родное, так как дети принимают участие в его создании.