Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с задержкой психического развития.
Воспитателю, работающему с детьми с ЗПР, важно знать как можно больше о данной форме дизонтогенеза. А при проведении любого вида занятий или игр надо помнить, что мы решаем не только задачи общеобразовательной программы, но в первую очередь - коррекционные задачи.
В работе с детьми с задержкой психического развития необходимо учитывать такие психологические особенности, как нестойкость и незрелость эмоциональной сферы; истощаемость и, как следствие, низкую работоспособность; изменения в темпе формирования высших психических функций (опосредованное и произвольное запоминание, обобщающие функции образного мышления и логического мышления).
Для коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития важно единство требований со стороны воспитателей и всех специалистов. Кроме того, так как для детей с ЗПР, особенно со сниженной познавательной активностью, часто характерно избегание произвольной деятельности, то важно соблюдать четкий последовательный режим занятий для того, чтобы исключить возможность незавершения начатых ребенком действий.
Воспитателю в своей деятельности нужно учитывать направления и задачи психокоррекции познавательной сферы у детей с различными формами задержки психического развития:
1. Дети с некоторыми формами ЗПР испытывают трудности при выделении, осознании и принятии цели действия. Задача педагога – формировать познавательные мотивы:
• создавать проблемные учебные ситуации;
• стимулировать активность ребенка на занятии;
• обратить внимание на тип семейного воспитания.
Посредством создания игровых учебных ситуаций; дидактических и развивающих игр.
2. Детей с ЗПР отличает неумение планировать свою деятельность во времени и по содержанию. Задача педагога - обучать ребенка планированию своей деятельности во времени:
• предварительно организовывать ориентировки в заданиях;
• анализировать с ребенком используемые способы деятельности
Посредством обучения детей продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке, моделированию).
3. Дети с ЗПР не умеют контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы по ходу их выполнения.
Задача педагога - обучить контролю:
• по результатам;
• по способу деятельности;
• в процессе деятельности.
Посредством игр и упражнений на внимание, память, наблюдательность; обучения конструированию и рисованию по моделям.
Важно отметить, что в психокоррекционной работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата важно учитывать, что развитие мышления у них непосредственно связано с развитием деятельности и восприятия, поэтому важным направлением психокоррекции является развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления в процессе конструктивной деятельности. При психологической коррекции познавательных процессов и личности у этих детей следует учитывать форму и степень задержки психического развития.
Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей, которые имеют своеобразное отставание под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.
Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Избегайте сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.
Вся работа воспитателя строится в зависимости от запланированной лексической темы. Если же дети с ЗПР не усвоили данную тему, то работу над ней можно продлить (под руководством учителя – дефектолога).
Каждая новая тема должна начинаться с экскурсии, приобретения практического опыта, рассматривания, наблюдения, беседы по картине, видеоматериалу.
При изучении каждой темы намечается, совместно с учителем – логопедом, тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети могут и должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи.
Словарь, предназначенный для понимания, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи ребенка. Также уточняются грамматические категории, типы синтаксических конструкций, которые необходимо закреплять воспитателю по следам коррекционных занятий специалистов.
Первостепенными при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие различных видов мышления, внимания, восприятия. памяти, Необходимо широко использовать сравнения предметов, выделение ведущих признаков, группировка предметов по назначению, по признакам и т.д.
Вся коррекционно – развивающая работа воспитателя строится в соответствии с планами и рекомендациями учителя – дефектолога и учителя - логопеда группы.